ПОСОЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ТУНИССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Тел.: (+216) 71‑882‑446
/
19 июня / 2017

Об участии Министра иностранных дел России С.В.Лаврова во встрече глав внешнеполитических ведомств государств БРИКС 18-19 июня 2017 г. в Пекине

18-19 июня 2017 г. Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров принял участие во встрече глав внешнеполитических ведомств стран БРИКС в Пекине. Состоявшийся обстоятельный предметный разговор был очень своевременным и полезным. Полноформатное заседание без привязки к международным форумам стало важным дополнением к уже традиционной практике ежегодной «сверки часов» между пятью министрами иностранных дел в ходе сентябрьской «недели высокого уровня» Генеральной Ассамблеи ООН.

Министры обсудили актуальные темы поддержания международного мира и стабильности, функционирования мировой экономики. Проведен углубленный обмен мнениями по широкому спектру взаимодействия стран «пятёрки», включая координацию их подходов на многосторонних площадках.

Министр иностранных дел Китая информировал коллег о ходе подготовки к IX саммиту объединения в г. Сямэнь 3-5 сентября с.г.

Главы внешнеполитических ведомств стран БРИКС также были приняты Председателем КНР Си Цзиньпином.

По итогам встречи принято совместное коммюнике.

*********

Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе заседания министров иностранных дел стран БРИКС, Пекин, 19 июня 2017 года

Уважаемый г-н Председатель,

Уважаемые коллеги и друзья,

Прежде всего, хотел бы выразить слова признательности в адрес Министра Ван И за его работу и работу его команды в целом, за высокую эффективность усилий Китая «у руля» нашего объединения.

Мы с самого начала поддержали идею Пекина о проведении второй отдельной встречи министров иностранных дел БРИКС.

Считаю важным перед приближающимися контактами наших лидеров в Гамбурге и перед саммитом в г.Сямэнь обсудить острые международные проблемы и кризисы, согласовать наши позиции. Рассчитываю, как только что сказала Министр иностранных дел ЮАР М.Нкоана-Машабане, что практика проведения таких самостоятельных встреч министров иностранных дел закрепится в работе нашей «пятёрки». В рамках БРИКС крупнейшие новые экономики продвигают как их общие интересы, так и интересы широкого круга развивающихся стран.

Мы добиваемся реформирования устаревшей финансово-экономической системы мира, которая не учитывает ту роль, которую государства с формирующимися рынками играют в мировой экономике. Важными шагами на этом пути стали реализация принятой на саммите в Уфе Стратегии экономического развития БРИКС, создание Нового банка развития (НБР) и Пула условных валютных резервов БРИКС с общим капиталом в 200 млрд. долл.США. Эти шаги реально способствуют модернизации глобальной архитектуры управления.

Сегодня БРИКС – один из немногих международных институтов, нацеленных на укрепление доверия на глобальном уровне, на развитие культуры поиска взаимоприемлемых, компромиссных решений на основе деидеологизированных подходов, многосторонности и коллективной работы.

БРИКС сегодня является эффективным механизмом стратегического взаимодействия, координации действий по широкому кругу ключевых проблем мировой экономики и политики. Все страны БРИКС привержены принципам неделимости безопасности, коллективным методам урегулирования споров политическими и дипломатическими средствами в борьбе с терроризмом и другими угрозами с опорой на международное право и центральную роль ООН.

Отталкиваясь от духовного фундамента традиционных ценностей пяти наших стран, мы углубляем гуманитарное измерение БРИКС, которое обогащает культурно-цивилизационное многообразие современного мира.

Уверен, что предстоящий в сентябре в г.Сямэнь IX саммит БРИКС будет способствовать дальнейшему развитию партнерства наших стран, повышению эффективности общих усилий перед лицом общих для всех нас вызовов. Желаем китайским друзьям удачи при подготовке к саммиту. Будем максимально содействовать обеспечению его результативности.

*********

Ответ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопрос СМИ в ходе совместной пресс-конференции министров иностранных дел стран БРИКС, Пекин, 19 июня 2017 года

Вопрос: Одним из главных вызовов, стоящих перед мировым сообществом, остается терроризм. Могут ли страны БРИКС консолидировать усилия применительно к сирийскому кризису? Можно ли говорить о каком-то механизме по наблюдению представителями этих стран за режимом прекращения огня, в том числе в тех зонах, которые находятся на стадии формирования? Вчера США взяли под контроль сирийский пограничный пункт Ат-Танф на юге страны. Считаете ли Вы, что усиление роли США без согласования с Правительством САР может усложнить процесс урегулирования?

С.В.Лавров: Страны БРИКС едины в необходимости повышения эффективности борьбы с терроризмом. В Объединении существует и функционирует рабочая группа по противодействию терроризму, которая уже провела два заседания, ее потенциал весьма существенный. Необходимо проводить эту работу в межведомственном формате. У нас общее мнение о необходимости участия в ней внешнеполитических ведомств и профильных структур, обеспечивающих борьбу с терроризмом, предотвращение террористических актов, обмен соответствующей информацией.

Понятно, что впятером решить проблему глобального терроризма невозможно, поэтому все мы исходим из необходимости гораздо более широких усилий. Напомню об инициативе Президента России В.В.Путина сформировать универсальный антитеррористический фронт. Эта инициатива сохраняет свою актуальность. Надеюсь, что последние решения ГА ООН на основе предложения Генерального секретаря А.Гутерреша о создании офиса специального координатора всех ооновских программ по борьбе с терроризмом будет способствовать продвижению в этом направлении. Россия будет активно участвовать в этой работе.

Что касается сирийского урегулирования, то все страны БРИКС заинтересованы в выполнении резолюции 2254 СБ ООН. Сегодня мы услышали и признательны за высокие оценки наших коллег и друзей тех усилий, которые предпринимает Россия, в том числе вместе с Турцией и Ираном в рамках «астанинского процесса». Очередная встреча участников запланирована в Астане на 10 июля. В ней будет участвовать и специальный представитель Генсекретаря ООН по Сирии С.де Мистура . Именно на этой встрече стороны договорились завершить согласование конкретных параметров, модальностей обеспечения того режима, который должен существовать в зонах деэскалации и по их периметру. Как вы знаете, когда эта инициатива была выдвинута на предыдущей встрече в Астане 4 мая, в принятом меморандуме содержалось положение о том, что страны-гаранты (Россия, Турция и Иран) будут приветствовать подключение к этому процессу третьих стран, которые даже не участвуют в «астанинском формате». Повторю еще раз, когда будут ясны конкретные параметры, мы будем готовы рассмотреть предложения других стран, которые будут заинтересованы внести вклад в реализацию этой инициативы.

Что касается происходящего «на земле» в САР, то, безусловно, мы исходим из того, что необходимо в полной мере уважать суверенитет и территориальную целостность Сирии, как это предусмотрено в резолюции 2254 СБ ООН и других документах Организации. Любые действия «на земле» (а там много в том числе осуществляющих военные действия участников) должны согласовываться с Дамаском. Именно так поступаем мы вместе с Турцией и Ираном, когда продвигаем «астанинский процесс». Все свои инициативы и предложения мы согласовываем с позицией сирийского правительства. Исходим из того, что все должны действовать так же, тем более, когда речь идет о занятии каких-либо территорий в Сирии, в том числе тех, которые могут вызывать вопросы с точки зрения истинных замыслов осуществляющих такие захваты.

Мы призываем США и всех, кто имеет свои силы или советников «на земле», обеспечивать скоординированность в нашей работе. Зоны деэскалации являются одним из возможных вариантов совместного продвижения вперед. Приглашаем всех избегать односторонних действий, уважать, подчеркну, суверенитет САР и подключиться к нашей общей работе, которая согласована с Правительством Сирии.