К 100-летию начала Первой мировой войны
Первая мировая война 1914-1918 гг. одно из крупнейших, переломных событий мировой истории. Этот беспрецедентный по масштабам катаклизм привел к потере миллионов человеческих жизней, падению нескольких могущественных империй, становлению новых национальных государств, коренным переменам в системе международных отношений. Он предопределил весь последующий ход событий, включая Вторую мировую войну.
Как заявил Министр иностранных дел России С.В.Лавров в ходе выступления 6 ноября с.г. в Москве на Всемирной тематической конференции «Первая мировая война и судьбы российских соотечественников»: «Россия в полном объеме выполнила свой союзнический долг: благодаря подвигу русских воинов была спасена Франция, заложены предпосылки для конечной победы Антанты. Сама же Россия не воспользовалась результатами самопожертвования ее солдат. Страну захлестнул хаос революции и гражданской войны. Революционный надлом положил начало первой волне эмиграции. По разным данным, по всему миру оказались рассеянными до полутора миллионов русских людей – людей творческих, в расцвете сил, глубоко и искренне болеющих за судьбу своей страны. Их потомками в наши дни являются миллионы человек, для которых Россия – не просто Родина предков, но предмет постоянного живого внимания, духовной связи, сочувствия и забот».
В частности, в декабре 1920 года в порту г.Бизерта пришвартовались корабли бывшего Черноморского флота Российской империи (как ее назвали французы – Русская эскадра), экипажи которых не пожелали оставаться в Советской России. В октябре 1924 года на них последний раз был поднят Андреевский флаг. В феврале 1925 года все суда были переданы французским властям, а члены экипажей, пожелавших остаться в Тунисе – получили гражданство Франции. Многие из российских моряков впоследствии были похоронены на «русских кладбищах» в гг.Бизерта,Мензель – Бургиба, Табарка и Тунис, в частности контр-адмирал Михаил Беренс, командующий Русской эскадрой в период с 1921 по 1924 года, капитан 2-го ранга Нестор Монастырев, один из выдающихся зарубежных биографов российского флота.
1. Россия не хотела этой войны и стремилась ее предотвратить. Вплоть до 1912 года наша дипломатия не теряла надежду сохранить добрые отношения с Германией. И только за полтора-два года до её начала была сделана ставка на укрепление Антанты в расчете на то, что это было бы действенным фактором сдерживания Берлина и Вены. Переломный момент наступил в конце 1913 года: в Петербурге окончательно пришли к выводу, что дальнейшие уступки германо-австрийскому блоку не только не помогут предотвратить конфликт, но, напротив, будут лишь поощрять его к более агрессивным действиям и ослаблять позиции России в рамках Антанты.
Тем не менее, в ходе кризиса, разразившегося вслед за выстрелами в Сараево, Россия вплоть до последних дней июля 1914 года предпринимала усилия, направленные на дипломатическое урегулирование конфликта между Веной и Белградом. Однако принятие в полном объеме австрийского ультиматума было неприемлемо для Петербурга, поскольку это фактически лишало бы Сербию ее суверенитета и вызвало бы протесты в общественном мнении самой России. К тому же Германия уже сделала свой выбор
и активно поощряла агрессивные устремления Австро-Венгрии. Тем самым кризис в Европе принял фатальный характер: 1 августа Германия объявила войну России, а 3 августа – Франции. 4 августа в войну вступила Великобритания.
2. В военном отношении Россия не была полностью готова к боевым действиям. Русская армия еще не завершила программу реорганизации, рассчитанную до 1917 года, однако в первых же сражениях проявила исключительное мужество и самопожертвование.
Факты свидетельствуют о том, что Русский фронт являлся одним из ключевых в течение всей войны, как по численности и качеству сил воюющих сторон, так и по стратегическому значению проведенных операций. Если в начале войны русской армии противостояло до 18 германских и 40 австро-венгерских пехотных дивизий, то в конце 1914 года германская группировка увеличилась до 36 дивизий, а австро-венгерская - до 47. К этому нужно добавить 11 турецких пехотных дивизий. В целом на разных этапах войны Россия отвлекала на себя от 42 до 45% совокупных сил австро-германского блока.
3. В августе 1914 года Франция, столкнувшись с реальной угрозой падения Парижа, обратилась к России с просьбой как можно скорее начать наступление в Восточной Пруссии. Российское командование не успело в полной мере подготовиться к проведению запланированной операции, но, верное союзническому долгу, пришло на помощь Франции. Платить за это пришлось дорогой ценой – разгромом армии генерала А.В.Самсонова. Однако немцы были вынуждены перебросить с Запада на русский фронт два корпуса, и Париж был спасен. Красноречиво в этой связи признание маршала Фоша: «Если Франция не была стерта с лица земли и Париж не был взят в первые же несколько месяцев, то это только благодаря жертвенному наступлению русских». В ходе операции в Восточной Пруссии в августе 1914 жертвенный подвиг русской армии сорвал выполнение главной стратегической задачи противника - быстро разгромить Францию, чтобы затем всеми силами обрушиться на Россию. Тем самым уже в первый месяц войны наша страна внесла едва ли не решающий вклад в победу Антанты, позволив союзникам выстоять и перейти к затяжной позиционной войне, в которой Германия была обречена на поражение.
4. В дальнейшем России приходилось еще не раз «разрываться» между выполнением союзнического долга и реализацией собственных стратегических задач. Русская армия сыграла важную роль в перемалывании значительной части совокупной военной мощи Германии, Австро-Венгрии и Турции. Россия еще дважды спасала Францию («Брусиловский прорыв» 1916 года, июньское наступление 1917 года), дважды Сербию (сражения в Галиции в 1914 году и Карпатская операция 1915 года), Италию (наступление Юго-Западного фронта в 1916 году) и Румынию, специально создав для этого целый фронт, участвовала в образовании Салоникского фронта. Осенью 1914 года, сорвав германские операции на Изере и Ипре, Россия по существу выручила британский экспедиционный корпус. Серия операций Кавказского фронта оказала большую помощь Великобритании в реализации периферийной стратегии Антанты. Наконец, неоценимую помощь оказали ей проведенные русской армией кампания 1915 года и разгром австро-венгерских армийв 1916 году. При этом Россия почти никогда не получала ответную помощь со стороны союзников.
5. Германские потери в живой силе на Русском фронте в 1914 году составили около 223 тыс. человек, австрийские - 723 тыс. и турецкие - около 90 тыс. Таким образом, уже в начале войны русская армия вывела из строя более миллиона солдат и офицеров противника, в то время как союзники - 757 тыс. немцев на Западном и 226 тыс. австрийцев на Сербском фронте.
6. В ходе кампании 1915 года Русский фронт выдержал совокупный напор армий противника, приняв на себя удар главных сил Германии. По состоянию на август, из 262 дивизий австро-германского блока Россия оттянула на себя 119 дивизий (более 45 % войск противника). Таким образом, западные союзники получили необходимую передышку для накопления сил и материальных ресурсов. Это позволило им к 1916 году перехватить стратегическую инициативу и переломить в пользу Антанты весь ход мировой войны.
7. По просьбе французов на Западный фронт в 1916 году был направлен русский экспедиционный корпус в составе четырех бригад (около 45 тыс. солдат и офицеров), который принимал участие в боевых действиях на самых трудных участках и проявил исключительные отвагу и мужество.Его главной целью было усиление военной мощи союзников и поддержка групп сопротивления в их противостоянии с немецкими частями во Франции. Русские солдаты участвовали в наиболее жестоких боях на Западном фронте во Франции.После революции 1917 года отдельные части русского легиона участвовали в битвах в Пикардии в марте 1918 года и позднее в Суассоне в конце мая 1918 года.
Примечательно, что русские солдаты корпуса в ходе знаменитого и одного из самых кровавых сражений этой войны – битвы под Верденом – воевали бок о бок с тунисскими солдатами из состава 4 – ого тунисского стрелкового полка. Известно, что Тунис активно участвовал в Первой мировой войне. Элитой тунисских войск были тунисские стрелки. Так, самый отличившийся 4 – ый тунисский стрелковый полк принял участие в параде победы над Германией 14 июля 1919 года на Елисейских полях. Всего на фронт из Туниса было призвано 87332 человека (как солдатами, так и рабочими). 16509 тунисцев погибло в сражениях или скончались от ран и болезней.
Что касается русских военных, погибших во Франции – это 9 тысяч солдат (из общего числа в 45 тысяч, которые изначально участвовали в боях), из них 4,5 тысячи похоронены на территории 32 военных кладбищ в Эльзасе и Лотарингии, остальные – в Шампань –Арденнах (например, на кладбище Мурмелон (Марн) похоронено свыше 1 тысячи русских воинов).
По инициативе Фредерика Миттерана (бывшего министра культуры Франции) в Париже в 2011 году рядом с мостом Александру IIIбыл воздвигнут монумент русским солдатам, погибшим в боях за Францию в ходе Первой мировой войны.
8. Действия России, таким образом, внесли крупный вклад в победу Антанты, т.к. германо-австрийский блок смог бы выиграть войну только в случае быстрой победы на Западном фронте уже в 1914 году. В дальнейшем, с переходом к затяжной позиционной войне, он был обречен на поражение из-за необходимости вести ее на два фронта и очевидного стратегического превосходства Антанты, особенно после выступления на ее стороне США в 1917 году.
9. Даже после выхода из войны (1917 год) Россия продолжала отвлекать значительные силы противника (свыше 1 млн. военнослужащих). Последняя надежда Германии - весеннее наступление 1918 года во Франции – не оправдалась, среди прочего, из-за отсутствия подвижных сил для развития успеха: почти вся конница (9 кавалерийских дивизий) базировалась на Востоке, а в целом в этом период там все еще находилось до 50 германских дивизий.
10. Военные заслуги России превосходят вклад любого из союзников по Антанте. На долю русской армии приходится свыше 50% людских потерь германского блока. При этом численность русской армии за войну (всего через нее прошло 15 млн. человек) составила 37% от совокупной численности армий других воюющих стран Антанты (Великобритания, Франция, Бельгия, Италия, Сербия, Румыния, США, Греция). Известный английский военный теоретик и историк, служивший офицером в рядах британской армии во время Первой мировой войны, Г.Б.Лиддел-Гарт в одной из первых своих работ отмечал: «Россия пожертвовала собой ради союзников и несправедливо забывать, что союзники являются за это неоплатными должниками России».
В Первой мировой войне активную патриотическую роль сыграла русская дипломатия. После начала военных действий ее деятельность сосредоточилась на укреплении союзнических отношений и поисках новых союзников Антанты, обеспечении международной изоляции держав Тройственного союза, разработке послевоенного мироустройства. Исполнением «исторических заветов» русской дипломатии стали соглашения 1915 года о будущем Константинополя и Черноморских проливов, хотя реализовать их так и не удалось.
В условиях военного времени произошла существенная модернизация внешнеполитического ведомства России, расширение его функций, в т.ч. за счет обширной гуманитарной деятельности: активной помощи военнопленным и раненым, оказания поддержки российским подданным, оказавшимся на территории противника и т.д. Российские дипломаты проявляли личное мужество в чрезвычайных ситуациях, например, в посольстве в Сербии во время австрийского наступления на Белград. Многие были мобилизованы в действующую армию и пали на полях сражений.
Как отметил С.В. Лавров:«История Первой мировой войны содержит многие уроки, актуальные и в наши дни, среди которых – важность государственной мудрости при принятии внешнеполитических решений. Сегодня востребована выработка всеобъемлющих подходов к преодолению конфликтов, поиску ответов на общие для всех глобальные вызовы и угрозы. Нельзя руководствоваться задачами продвижения конъюнктурных интересов, навязывать миру собственную «исключительность», проявлять неразборчивость в средствах достижения целей».
Русские войска в Восточной Пруссии, 1914 г.

