Посольство Российской Федерации в Тунисской Республике
(+216) 71-884-397 / (+216) 71-882-446 / (+216) 71-882-458
/
16 января / 2015

Интервью Посла России в Тунисе газете «Ас-Сабах», январь 2015 г.

Вопрос: Каково отношение в России к процессам, происходящим в Тунисе? Создается видимость, что с ее стороны имеются определенные колебания в плане укрепления и развития политических, экономических и культурных связей с Тунисом.Есть ли новые направления сотрудничества?

Ответ: В России приветствуют демократические преобразования в Тунисе. В ходе визитов Министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Тунис в марте и его тунисского визави Монжи Хамди в Москву в сентябре прошлого года была выражена взаимная заинтересованность в том, чтобы придать двусторонним отношениям новое качество, вывести их на более высокий уровень. Как подчеркнул глава российской дипломатии, нынешние преобразования в Тунисе должны благоприятствовать сближению между двумя странами.Сергей Лавров также констатировал совпадение или близость позиций двух стран по международным и региональным делам, их готовность объединить усилия в борьбе с новыми вызовами, прежде всего в противодействии терроризму.

Не могу согласиться с тем, что наблюдаются какие-то колебания с российской стороны в деле развития нашего сотрудничества. Доказательствами этому служат и два упомянутых мной прошлогодних визита, и успешное проведение 5-ой сессии Российско-Тунисской Межправительственной комиссии в мае прошлого года в Тунисе. Эта сессия и состоявшийся на ее полях бизнес-форум придали импульс развитию деловых связей, укрепили договорно-правовую базу сотрудничества. Объем товарооборота в 2014 г. вырос с 682,6 млн.долл. США в 2013 г. до 1082 млн.долл., разрабатываются планы увеличения экспорта тунисского продовольствия на российский рынок. Продолжается взаимодействие в туристической сфере,по количеству туристов Россия занимает четвертое место среди европейских стран. Развиваются гуманитарные связи, в российских вузах обучаются более 900 тунисских студентов и аспирантов.

Среди новых направлений взаимодействия отмечу два реализуемых проекта оказания безвозмездной помощи Тунису со стороны России. Это, во-первых,выделение в марте прошлого года Россией дара в 4,16 млн. долл. через Фонд Международной организации гражданской обороны для реализации здесь проекта создания Учебного центра Национальной организации гражданской обороны Туниса. В декабре российские специалисты осуществили установку в Центре необходимого оборудования.Одновременно в России для ознакомления с организацией работы курсов повышения квалификации, где будут обучаться стажеры из Центра, побывала делегация МВД Туниса, которая провела переговоры с заместителем Министра по чрезвычайным ситуациям.

Во-вторых, это проект содействия Тунису в создании системы школьного питания, разрабатываемый и реализуемый российским «Институтом отраслевого питания» по линии Всемирной Продовольственной Программы ООН. В апреле 2013 г. Россия внесла на его реализацию целевой взнос в размере 1,5 млн. долл. 24 сентября 2014 г. в таких рамках состоялся рабочий визит в Москву министра просвещения Туниса Фетхи Джаррая и его консультации по активизации такого сотрудничества.

В начавшемся году запланирована серия двусторонних визитов на различном уровне, а также многоплановые культурные мроприятия.

Вопрос: Какова позиция России относительно событий в регионе, особенно опасного развития ситуации в Ливии?

Ответ: Россия, как и Тунис, выступает за политическое урегулирование кризиса в Ливии, против внешнего вооруженного вмешательства в ливийский конфликт. В Москве приветствуют и поддерживают посреднические усилия спецпредставителя генсекретаря ООН по Ливии Бернардино Леона, а также стран-соседей Ливии, в том числе Туниса, который в июлепрошлого года первым провел у себя в Хаммамете министерскую встречу сопредельных с Ливией государств в целях содействия прекращению боевых действий и достижению согласия между противоборствующими группировками.В ходе упомянутых переговоров между Сергеем Лавровым и Монжи Хамди Россия и Тунис выступили за мирное разрешение всех конфликтов в регионе, но при условии недопущения прихода к власти там террористических группировок.

Вопрос: Господин Владимир Путин будет с визитом в Египте в начале февраля. Есть ли еще какие-то страны региона, которые он собирается посетить?

Ответ: О намеченном на начало 2015 г. визите Президента Российской Федерации Владимира Путина в Египет сообщалось еще в декабре. Эта поездка должна стать ответом на визит в Россию Президента Абдельфаттахаас-Сиси в августе 2014 г. Но какой-либо конкретной информации об этом, равно как и сведений о других его визитах в страны региона по официальным каналам пока не поступало.

Вопрос: В Москве недавно состоялись первые заседания в рамках так называемого межсирийского диалога. Почему Россия надеется на его успешное продолжение, и может ли политический диалог заменить вооруженное решение в Сирии?

Ответ: Российская сторона исходила из того, что цель этих встреч - установление контактов, а не проведение формальных переговоров. Россия рассматривает данные усилия как часть общего процесса по созданию условий для возобновления без предварительных условий переговоров по межсирийскому урегулированию, которые в конечном итоге позволят начать полноценный диалоговый процесс под эгидой ООН на основе Женевских договоренностей 2012 года. Исходим из того, что при содействии группы модераторов из российских академических кругов участникам межсирийских консультаций в Москве удастся выработать общую платформу, на основе которой мог бы быть начат в соответствии с Женевским коммюнике от 30 июня 2012 г. инклюзивный и значимый диалог между Правительством САР и оппозицией в интересах скорейшего политического урегулирования в Сирии.При этом мы разделяем большинство принципов, которых придерживается сирийская умеренная оппозиция – единая территориально целостная и суверенная Сирия, которая останется светским государством, где все этнические и конфессиональные группы будут одинаково защищены законом, иметь равный доступ к решению государственных проблем, борьба с террористической угрозой.

Вопрос: С точки зрения Москвы, какие пути выхода из кризиса остались у режима Башара Асада?

Ответ: Как неоднократно подчеркивали в Москве, сирийцы сами должны вырабатывать решения, связанные с обустройством своего государства, путем проведения национального диалога и всеобщих выборов, как это было оговорено Женевским коммюнике от 30 июня 2012 г. В этом ключе необходимо отказаться от выдвижения предварительных условий, вроде ухода нынешнего президента. Это может решить только народ Сирии в конституционных рамках. Предпосылка продвижения вперед видится в том, что всем сторонам следует выдвигать конструктивные программы, если они действительно хотят добиться политического урегулирования. Требование же смены власти, как предварительное условие проведения переговоров, работает против диалога и прекращения насилия в стране.

Вопрос: Создается впечатление, что Россия заняла нейтральную позицию относительно угрозы терроризма, деятельности «Исламского государства» на Ближнем Востоке.Как в Москве оценивают операции «международной коалиции» против данного террористического образования?

Ответ: Россия считает угрозу терроризма опасностью номер один для всего мира и готова сотрудничать в целях ее искоренения со всеми государствами. В ходе последней сессии ГА ООН Россия внесла предложение провести под эгидой СБ ООН комплексный анализ угроз на пространстве Ближнего Востока и Северной Африки во всей их совокупности. Мы в принципе поддерживаем действия «западной коалиции» против «Исламского государства», но не согласны с тем, что она осуществляет свои воздушные бомбардировки территории Сирии в обход сирийского правительства.

С появлением на арабских землях так называемого халифата, явно с джихадистскими целями, опасность многократного роста террористических атак, естественно, увеличивается.Нет альтернативы коллективной борьбе с терроризмом как универсальным злом. Мы выступаем за то, чтобы в этих совместных усилиях ООН играла центральную роль, причем делала это без двойных стандартов и на всеобщей основе.

Необходима справедливая социально-экономическая система взаимоотношений развитых и развивающихся стран, нацеленная на то, чтобы покончить с неравенством, эксплуатацией и бедностью, а, значит, и с основными источниками войн и террора. Наряду с этим возрастает значение межцивилизационного диалога.

Вопрос: Грозит ли обострение кризиса на Украине «взрывом» в регионе?Как в Москве относятся к появлению НАТО у границ России? Можно ли говорить о новой «холодной войне» между США и Россией?

Ответ: На Украине налицо попытки киевского руководства решить проблему путем силового подавления Юго-Востока страны, то есть Донбасса (Донецк и Луганск). Однако эти попытки бесперспективны и ведут только к новым жертвам. Неделю назад именно президент Украины, а не ополченцы, заявил о возобновлении полномасштабной войны, после чего многократно усилились обстрелы юго-восточных украинских городов. Естественно, противостоящая сторона вынужденабылаотвечать.

Россия по-прежнему выступает за политическое решение украинского кризиса путем диалога между властями в Киеве и руководителями Донецкой и Луганской республик. Мы поддерживаем Минские договоренности, достигнутые в сентябре и ноябре прошлого годамежду двумя противоборствующими сторонами при содействии ОБСЕ и России о прекращении огня,их первостепенное положение – это отвод тяжелых вооруженийот линии соприкосновения конфликтующих сторон.

Также поддерживаем «Нормандский формат» (Россия, Украина, Германия и Франция) и любые другие многосторонние форматы,учреждаемые в помощь политическому процессу в целях мирного урегулирования на Юго-Востоке. Однако считаем, что решающее слово за прямыми переговорами между обеими сторонами внутриукраинского конфликта.

Россия в нем не участвует, зато оказывает существенную экономическую и гуманитарную помощь украинскому народу. Эта помощь позволяет мирным гражданам Юго-Востока страны в условиях установленной Киевом блокады хоть как-то выживать. Россияне приняли огромное число беженцев с Украины. Фактом является то, что жители Юго-Востока Украины бегут от ужасов войны в основном не вглубь страны, а на российскую территорию.

Кроме этого Россия много делает, чтобы экономика всей Украины держалась «на плаву» - поставляет газ по льготным ценам, электричество по внутрироссийским тарифам, уголь без предоплаты. Этот вклад в разы выше, чем помощь западных партнеров Киева.

Оценивая украинские события в право-человеческом контексте, надо отметить, что гуманитарные агентства ООН, «Врачи без границ» и другие международные неправительственные организации бьют тревогу по поводу организованной Киевом блокады Юго-Востока, тогда как в Вашингтоне и Брюсселе не удосуживаются потребовать от украинских властей прекратить массированные обстрелы городов и сел Донбасса, от которых гибнут старики, женщины и дети.

В Москве убеждены, что единственно возможный способ остановить дальнейшие человеческие страдания и преодолеть глубокий кризис украинской государственности – заставить киевскую власть начать серьезный разговор с Донецкой Народной Республикой и Луганской Народной Республикой о поиске политического компромисса, который должен быть закреплен приемлемой для всех конституционной реформой. Российская Федерация будет делать все от нее зависящее для достижения мира и стабильности на Украине и рассчитывает, что западные партнеры начнут благотворно влиять на политику Киева в целях содействия мирному урегулированию кризиса.Однако вместо этого приходится иметь дело с антироссийскими санкциями, вводимыми под надуманными, бездоказательными предлогами.

В прошлом году украинский парламент принял закон, отменяющий внеблоковый статус Украины. По мнению российского руководства, устремления Киева, точнее ныне правящей части украинской элиты, в НАТО опасны не только для украинского народа, потому что в нем нет единства на этот счет, но и для европейской безопасности. В рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и в рамках Совета Россия-НАТО закреплен принцип неделимости безопасности. Никто не должен обеспечивать свою безопасность за счет ущемления безопасности других. Никто не может передвигать разделительные линии, которые были унаследованы со времен «холодной войны». Подыгрывать таким устремлениям в отношении членства в НАТО – значит сохранять конфликт на Украине и нагнетать противостояние между Украиной и Россией.

В результате поощрения США и ряда европейских стран государственного вооруженного переворота на Украине отношения России с Западом серьезно осложнились. Такое развитие событий стало следствием накопившихся со времен окончания «холодной войны» проблем, в числе которых курс НАТО на освоение геополитического пространства на востоке.

Действительно, отношения между Москвой и Вашингтоном резко обострились. Администрация США свернула двусторонний диалог и взаимодействие с Россией по большинству направлений.

Вслед за антироссийскими действиями США, настрой на конфронтацию возобладал в НАТО. Альянсом было принято решение о приостановке сотрудничества с Россией по военной и гражданской линиям.

Как заявил 21 января с.г. Министр иностранных дел России Сергей Лавров, это не наш выбор, мы не хотим и не допустим никакой новой «холодной войны». Но восстановление диалога и взаимодействия возможно только на основе равноправия и учета интересов друг друга, особенно в сфере обеспечения безопасности.

Вопрос: Как в России относятся к тому, что под предлогом ущемления демократических свобод в вашей стране Москва не приглашается на заседания «восьмерки»?

Ответ: Без участия России подобная структура уже ничего не сможет решить в нынешнем полицентричном мире. Равно как и без таких стран, как Китай и Индия. Формат «восьмерки» устарел, и нас особо не беспокоит то, что без российского участия «восьмерка» вновь стала «семеркой».

Что же касается ущемления свобод, то у Совета ООН по правам человека, судя по его докладам, не меньше претензий к западным странам, где на самом деле фиксируется больше нарушений демократических норм, чем в России.